Уроки литературы



УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ, 
КОНСТРУКТЫ УРОКОВ, 
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 

Методическая копилка

Постановка Слова о полку Игореве 

 

Конструкт урока литературы

К 110-летию со дня рождения Поэта и Гражданина О. Ф. Берггольц


ПМО. Маранцман В. Г., Маранцман Е. К., Ядровская Е. Р. / Под.ред. Маранцмана В. Г. Программа литературного образования 10-11 классы. - М.: Просвещение, 2018.

УМК. Маранцман В. Г., Маранцман Е. К., Белова А.В.Литература. 11 класс. Учебник. В 2 т. – М. : Просвещение, 2015.
Тип урока: Урок – размышление.
Тема урока: Человек, Поэт, Гражданин – О. Ф. Берггольц: верность Родине и Слову.

Цель урока: сформировать представление об образе О. Ф. Берггольц, гражданине и поэте, о профессии как служении.
Планируемые результаты урока:

1.     Предметные: формирование знаний о фактах творческий и гражданской биографии О. Ф. Берггольц: в них  – отражение судьбы человека и эпохи, художественного мира О. Ф. Берггольц.  

2.     Метапредметные: расширение знаний об истории России XX века, о страницах Великой Отечественной войны, о подвиге поколения войны.

3.     Личностные: осознание мира как абсолютной ценности жизни, долга перед  людьми, ковавшими Победу, понимание профессии как служения.

4.     Основные вопросы:
1.   В чем заключается гражданский, профессиональный подвиг О. Ф. Берггольц?
2.   Как в её личной судьбе отразилась история России?
3.   Почему её называли «блокадной Мадонной»?
4.   В каких произведениях О. Ф. Берггольц открывается судьба её поколения?
5.   Какие качества настоящего Человека открылись вам в судьбе и творчестве О. Ф. Берггольц?

Тип урока по ведущей дидактической цели: обучающий.

Режим проведения: (онлайн, офлайн, смешанный).
Цифровые образовательные ресурсы:
https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20678/episode_id/2199107/video_id/2223037/

Конструкт урока

Этап учебного процесса
Ход учебного процесса и дидактико-методические материалы
Информационные источники
Актуализация опорных ЗУН
Обращение к страницам  Великой Отечественный  войны,  истории   блокадного Ленинграда.
Приложение 1.
Изучение нового материала
Размышления над жизнью и творчеством О. Ф. Берггольц.
Знакомство с документальным фильмом «Библейский сюжет. Ольга Берггольц. Благое Молчание».
olga-berggolc.gatchina3000.ru


Приложение 3.

https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/20678/episode_id/2199107/video_id/2223037/
Отработка и закрепление нового материала
Записать черты художественного мира О. Ф. Берггольц.
Контроль результатов обучения
Частичный литературоведческий анализ стихотворений О. Ф. Берггольц
Приложение 2. (Выбор текстов и подходов к анализу стихотворений по выбору учителя).
Домашняя работа
Прочитать поэму О. Ф. Берггольц «Ленинградская поэма».
Ответить на вопрос: как в поэме О. Ф. Берггольц открывается судьба ее поколения?



Приложение 1

По утверждению О. Ф. Берггольц, «тема Великой  Отечественной войны – тема народного испытания, тема человеческой души».
Чем дальше время относит нас от страшных дней самой кровопролитной за всю историю человечества войны, тем меньше остается живых свидетелей тех страниц истории России.  Но остаются города, города – герои, которые выстояли, выдержали, выжили и победили. Сегодня мы  вспоминаем город – герой, город, которые сейчас является одним из красивейших городов мира – городе – герое Ленинграде – Санкт-Петербурге.
871 дней город находился в кольце фашистских войск,  во время  блокады от голода и  бомбежек погибло более миллиона людей. Но город, в котором ежедневно умирали люди, в котором не успевали хоронить умерших, жил и не просто жил, а стремился сохранить что-то от той далекой другой мирной жизни, сохранить для будущего, для нас.
Латинская пословица гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат».
            О. Ф. Берггольц, поэт, гражданин, человек, выстоявший во время блокады,  утверждала: «…Искусство беседовало негромко, оно советовало, утешало, горевало и радовалось, проникая в души тем путем, который известен лишь искусству…».
В течение всей блокады работало ленинградское радио.  Зимой 1942 г. при радиокомитете был создан симфонический оркестр,  в этом же году 1942 г. началась разработка проекта восстановления Ленинграда – «Проект возрождения Северной Пальмиры».
Летом 1942 г. О. Ф. Берггольц была написана «Ленинградская поэма», которую услышал блокадный Ленинград. 
Летом 1942 г. в блокадном Ленинграде состоялась премьера 7 – ой симфонии Дмитрия Шостаковича, позже названной Ленинградской.


Приложение 2

Блокадная ласточка

Весной сорок второго года
множество ленинградцев
носило на груди жетон —
ласточку с письмом в клюве.
Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна —
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.
Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».
Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет.
…Сколько писем с той поры мне было.
Отчего же кажется самой,
что доныне я не получила
самое желанное письмо?!
Чтобы к жизни, вставшей за словами,
к правде, влитой в каждую строку,
совестью припасть бы, как устами
в раскаленный полдень — к роднику.
Кто не написал его? Не выслал?
Счастье ли? Победа ли? Беда?
Или друг, который не отыскан
и не узнан мною навсегда?
Или где-нибудь доныне бродит
то письмо, желанное, как свет?
Ищет адрес мой и не находит
и, томясь, тоскует: где ж ответ?
Или близок день, и непременно
в час большой душевной тишины
я приму неслыханной, нетленной
весть, идущую еще с войны…
О, найди меня, гори со мною,
ты, давно обещанная мне
всем, что было,- даже той смешною
ласточкой, в осаде, на войне…

1945 г.


Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
они защищали тебя, Ленинград,
колыбель революции.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
никто не забыт и ничто не забыто.
В город ломились враги, в броню и железо одеты,
но с армией вместе встали
рабочие, школьники, учителя, ополченцы.
И все, как один, сказали они:
«Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти».
Не забыта голодная, лютая, темная
зима сорок первого — сорок второго,
ни свирепость обстрелов,
ни ужас бомбежек в сорок третьем,
Вся земля городская пробита.
Ни одной вашей жизни, товарищи, не позабыто.
Под непрерывным огнем с неба, с земли и с воды
подвиг свой ежедневный
вы свершали достойно и просто,
и вместе с отчизной своей
вы все одержали победу.
Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей
на этом печально-торжественном поле
вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград.
1959 г





Приложение 3

Фотографии О. Ф. Берггольц
Ольга Берггольц (16 мая 1910 - 13 ноября 1975) , советская ...

Блокадная мадонна: Ольга Берггольц и ее трагическая жизнь | Book24 ...


Ольга Берггольц и блокада — Цена победы
Цикл уроков литературы в 6 классе,
раздел «Произведения зарубежных писателей»

Система уроков № 1 и № 2: Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея» (2 часа)
(УМК: Литература. 6 класс. Авторы: В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. М., 2019)


Разработчик: С.В.Букреева, к.ф.н.

Урок 1
Поэма Гомера «Илиада»

Цель урока: изучение поэмы Гомера «Илиада»

1. Деятельностная: формирование УУД в процессе знакомства с эпосом Гомера в условиях дистанционного обучения.

2. Предметно-дидактическая: изучение древнегреческой литературы периода архаики на примере эпической поэмы Гомера «Илиада».

Планируемые результаты урока:
1.Предметные.
Знания: древнегреческие мифы, циклы о Троянской войне, гекзаметр, Гомер, анализ текста.
Умения: анализ фрагмента художественного текста, составление устного развернутого ответа на вопрос.
Навыки: анализ художественного текста, составления и представления устного развернутого ответа на вопрос.


2. Метапредметные  результаты:
·       формирование УУД
- регулятивных (планирования, контроля внимания)
- познавательных (общеучебных, моделирования и использования знаково-символических средств)
- коммуникативных (интериоризации, взаимодействия – в данном случае, с  учителем)
·       понятий (культура, мир, война, эпоха, период)

3. Личностные результаты: ценностное отношение к себе, к явлениям мира, процессу обучения.

Тип урока по ведущей дидактической цели:
1.По ведущей дидактической цели – изучение нового материала.
2.По способу организации – синтетический.
3.По ведущему методу обучения – частично-поисковый/репродуктивный.

Режим проведения: офлайн

Оборудование и образовательные платформы:
       Компьютер с выходом в интернет
       Сервис Googlekласс https://classroom.google.com (необходим аккаунт ребенка в google для создания личного кабинета; в личный кабинет ребенка загружается вся информация, ссылки на ресурсы, домашние задания)
       Учебник «Литература. 6 класс» (Полухина В.П., и др. М., 2016. Часть 2./ЭФУ)

Цифровые образовательные ресурсы:
     https://classroom.google.com (Сервис Googlekласс)
     resh.edu.ru (желательна, но не обязательна регистрация в роли «ученика»)

Примечание:  При невозможности использования учащимся сервисов РЭШ и Google и при необходимости дистанционного обучения возможен вариант частичного замещения этих ресурсов рассылкой соответствующих инструкций по электронной почте или WhatsApp

Этап учебного процесса
Ход учебного процесса и дидактико-методические материалы
Информационные источники
Актуализация опорных ЗУН
    Комментарий к уроку в инструкции Googlekласс/ электронная почта:
Что мы знаем о мифах Древней Греции? Проверка домашнего задания по уроку «Мифы Древней Греции», чтение комментариев учителя в разделе «Возвращено с оценкой»
Сервис Googlekласс

Сочинение об одном из подвигов Геракла (фото сочинения загрузить на  https://classroom.google.com/
выслать по электронной почте, WhatsApp);
персональный комментарий по каждой работа в личных кабинетах учащихся/по электронной почте  или WhatsApp
Изучение нового материала
     Комментарий к уроку в инструкции Googlekласс/ электронная почта:
    Дорогие ребята! Вы уже многое знаете об истории Древней Греции, о некоторых мифах. Античная, греческая и римская, мифология явились почвой для зарождения искусств аи литературы Древней Греции и Древнего Рима.  Античные мифы служили источником поэтического вдохновения у древних художников, в частности, у легендарного поэта Гомера.

 Посмотрите учебный фильм (17 минут), перейдя по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/778/

Альтернативный вариант для детей, которые не имеют устойчивого доступа к Интернет

Работа с учебником с.188-201. «Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея», «Значение поэм Гомера».

Сервис Googlekласс


Российская электронная школа












Альтернативный вариант: Работа с учебником с.188-201/ЭФУ
Отработка и закрепление нового материала
      Комментарий к уроку в инструкции Googlekласс: Прочитайте фрагмент «Илиады» «Изготовление оружия» (учебник, с.194-201)
/использование ЭФУ
Контроль результатов обучения
     Осуществляется в форме дифференцированного домашнего задания.
   Выставляется одна отметка за выполнение задания.



выслать по электронной почте, WhatsApp
Домашняя работа
Дифференцированное домашнее задание:
Комментарий к уроку в инструкции Googlekласс/ электронная почта/ WhatsApp

1 вариант. Посмотрите учебный фильмы «Описание Щита Ахилла. Диалоги искусств: щит Ахилла в литературе и изобразительном искусстве» по ссылке: https://resh.edu.ru/subject/lesson/779/
     Выберите одно из изображений, предложенных в фильме. Составьте развернутый устный ответ на вопрос «Соответствует ли образ щита Ахилла в произведении тому, который описан у Гомера?». (К фильму можно приложить изображения из Презентации в Приложении 1 к конспекту данной системы уроков)
     Можно следовать следующему плану, пункты которого можно переставлять местами:
- назовите изображение
- опишите детали, которые привлекли ваше внимание
- как они описаны у Гомера? Процитируйте.

- Что общего и в чем различия?
- Почему именно это изображение щита Ахилла в произведениях последующих эпох привлекло ваше внимание?
Аудиофайл с ответом загрузите на Googlekласс/ электронную почту/ WhatsApp

2 вариант. Творческое задание на с.201 учебника. «Как вы думаете, почему на щите героя Гефест изобразил сцены сельского труда и праздничного танца? Подготовьте развернутый устный ответ на вопрос».
Аудиофайл с ответом загрузите на Googlekласс/ электронную почту/ WhatsApp

Российская электронная школа



 Сервис Googlekласс
аудиофайл с устным ответом загрузить на Googlekласс

























Учебник, с.201



Урок № 2
Поэма Гомера «Одиссея»

Цель урока: изучение поэмы Гомера «Одиссея»

1. Деятельностная: формирование УУД в процессе знакомства с эпосом Гомера в условиях дистанционного обучения.

2. Предметно-дидактическая: изучение древнегреческой литературы периода архаики на примере эпической поэмы Гомера «Одиссея».

Планируемые результаты урока:
1.Предметные.
Знания: древнегреческие мифы, циклы о Троянской войне, гекзаметр, Гомер, анализ текста.
Умения: анализ фрагмента художественного текста, составление устного и письменного развернутого ответа на вопрос, выразительное чтение художественного текста.
Навыки: анализ художественного текста, составления и представления устного развернутого ответа на вопрос, выразительное чтение художественного текста.

2. Метапредметные  результаты:
·       формирование УУД

- регулятивных (планирования, контроля внимания)
- познавательных (общеучебных, моделирования и использования знаково-символических средств)
- коммуникативных (интериоризации, взаимодействия – в данном случае, с  учителем)
·       понятий (культура, мир, эпоха, период)

3. Личностные результаты: ценностное отношение к себе, к явлениям мира, процессу обучения.

Тип урока по ведущей дидактической цели:
1.По ведущей дидактической цели – изучение нового материала, закрепления изученного материала.
2.По способу организации – синтетический.
3.По ведущему методу обучения – частично-поисковый/репродуктивный.

Режим проведения: офлайн

Оборудование и образовательные платформы:
       Компьютер с выходом в интернет
       Сервис Googlekласс https://classroom.google.com (необходим аккаунт ребенка в google для создания личного кабинета; в личный кабинет ребенка загружается вся информация, ссылки на ресурсы, домашние задания)
       Учебник «Литература. 6 класс» (Полухина В.П., и др. М., 2016. Часть 2./ЭФУ)

Цифровые образовательные ресурсы:
     https://classroom.google.com (Сервис Googlekласс)
     resh.edu.ru (желательна, но не обязательна регистрация в роли «ученика»)
     https://diletant.media/excursions/38562697/


Примечание:  При невозможности использования учащимся сервисов РЭШ и Google и при необходимости дистанционного обучения возможен вариант частичного замещения этих ресурсов рассылкой соответствующих инструкций по электронной почте или WhatsApp

Этап учебного процесса
Ход учебного процесса и дидактико-методические материалы
Информационные источники
Актуализация опорных ЗУН
    Комментарий к уроку в инструкции Googlekласс/ электронная почта:
     Дорогие ребята! Я получила ваши ответы, всем поставила отметки и разослала комментарии.
Чтение комментариев учителя в разделе «Возвращено с оценкой»

     На прошлом уроке вы увидели, насколько полно воссоздан гениальным Гомером мир древних греков. Один лишь щит героя Ахилла рассказал нам множество фактов о той далекой эпохе. Мы узнали об одной из самых значимых легендарных войн в истории мировой культуры, Троянской войне, ее героях.
Сервис Googlekласс
Аудиофайл с развернутым ответом на домашнее задание предыдущего урока
 или по электронной почте, WhatsApp; персональный комментарий по каждой работа в личных кабинетах учащихся
Изучение нового материала
  Комментарий к уроку в инструкции Googlekласс/ электронная почта:
   Сегодня нам предстоит отправиться в увлекательное путешествие по гомеровскому миру. Сделаем мы это вместе с героем Троянской войны Одиссеем.
    Давно кончилась Троянская война, все участники ее либо возвратились на родину, либо погибли в пути, а царь острова Итака Одиссей не может достигнуть родных мест, где он оставил жену Пенелопу и сына Телемака. Уже десять лет скитается герой.
  Что мы знаем об этом путешествии? Предлагаю вам совершить виртуальное путешествие вместе с Одиссеем. Перейдите по ссылке
    Составьте маршрут, которым следовал Одиссей или нарисуйте карту, отмечая пункты, которые посетил герой. Что вы заметили? Как это можно объяснить? Сравните с интегративной картой

Альтернативный вариант для детей, которые не имеют устойчивого доступа к Интернету
     Откройте учебник на странице 202. Работайте по заданиям. Прочитайте фрагмент «Одиссей на острове циклопов. Полифем» (с.202-216).
Сервис Googlekласс




























Учебник с.202-217/ЭФУ

Отработка и закрепление нового материала
     Вы составили маршрут Одиссея, карту его странствий. Что необычного вы заметили? Почему маршрут Одиссея получился именно таким? Подумайте над этими вопросами.

Альтернативный вариант работы:
Устно ответьте на вопросы 1-8 на с. 216.








Учебник с.202-217/ЭФУ

Контроль результатов обучения
    Осуществляется в форме дифференцированного домашнего задания/
 Выставляется две отметки.

выслать по электронной почте, WhatsApp
Домашняя работа
Дифференцированное домашнее задание:
1. а). Карту или маршрут, который у вас получился, загрузите в Googlekласс
б). Посмотрите учебный фильм «Поэтический язык и его особенности. Гекзаметр» по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/1268/
Составьте развернутый устный ответ на вопрос «Древнегреческий гекзаметр» по плану:
- что такое гекзаметр;
- какое место он занимает в системе стихосложения, к которой привыкли вы;
- каковы были функции, художественные особенности  гомеровского гекзаметра.
Аудиофайл с ответом загрузите на Googlekласс

2.а). Письменно ответьте на вопрос № 7 учебника, с.216 («Что общего у Одиссея с Гераклом и чем эти герои отличаются друг от друга?»)
б).Выберите отрывок и подготовьте его для выразительного чтения. Постарайтесь при чтении передать особый ритм гекзаметра.
Аудиофайл с ответом вышлите на электронную почту, WhatsApp
Российская электронная школа

Сервис Googlekласс


электронная почта, WhatsApp


Приложение 1
Учитель может использовать материалы презентации С.В. Букреевой для дополнения предложенных ресурсов и самообразования.



Комментариев нет:

Отправить комментарий